Морской УТЦ ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова увеличил объемы практической подготовки экипажей судов по плаванию во льдах

В целях повышения эффективности подготовки судоводителей по управлению судами, эксплуатирующимися в полярных водах и в других замерзающих акваториях Морской учебно-тренажерный центр ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова ввел на постоянной основе практический модуль по управлению судном во льдах.
Помимо теоретических занятий в аудиториях университета и тренажерной подготовки на крупнейшем в России ледовом тренажере, курсы обучения штурманов дополнены учебными модулями занятий по маневрированию реальными судами во льдах.
Практические занятия для судоводительского состава судов проводятся на действующем ледоколе «Невская застава» и на учебном судне ледового класса 1A KATARINA с участием инструкторов Морского УТЦ и членов экипажей указанных судов. Ледовое плавание на борту аварийно-спасательного буксира-ледокола «Невская застава» проводится в акватории Невы продолжительностью один день. Плавание на борту учебного теплохода KATARINA проходит в акватории Финского залива продолжительностью два дня.
Университет на основании заключенного соглашения с соответствующим Комитетом Администрации Санкт-Петербурга и подписанного договора использует для проведения практических занятий аварийно-спасательный буксир-ледокол «Невская застава» (IMO: 8747123, флаг Россия, порт приписки Санкт-Петербург). Ледокол был построен в 2010 году для выполнения работ по ликвидации разливов нефтепродуктов, в том числе в зимний период, для проведения ледокольных работ по предупреждению зажорных образований на Неве, для разрушения и ликвидации ледовых образований у мест забора воды, для прокладывания каналов при экстренной ледовой проводке судов после закрытия навигации, для эскортирования и буксировки судов, для участия в спасательных работах.
Второе судно, используемое «Макаровкой», — это учебное судно KATARINA (IMO:6604121, ледовый класс 1А — по единой системе классификации Финляндии и Швеции, флаг Финлядндия, порт приписки г. Котка, Мореходная школа). Судно было спущенно на воду в 1953 году и дважды было переоборудовано — в 1976 и 1983 годах. Судно строилось для работы во льдах, поэтому оборудовано винтами как на корме, так и в носовой части — такая схема расположения силовых установок характерна для финских ледоколов.
Как отмечают специалисты Морского УТЦ университета, практические занятия на борту ледокола и теплохода ледового класса позволяют учащимся полнее ознакомиться с вопросами подготовки судна к плаванию в ледовых условиях, организации судовых работ. Слушатели осваивают методы швартовных операций во льду и закрепляют на практике технику маневрирования в различных ледовых условиях (при различных типах льда).
Морской УТЦ ГУМРФ стал первым международно аккредитованным учебным центром после опубликования соответствующих поправок в Главу V Конвенции ПДНВ и имеет большой опыт в проведении практических занятий для курсантов и членов экипажей судов. Только в 2017 году тренажерный центр «Макаровки» обучил более 200 судоводителей плаванию в ледовых условиях по широкой линейке программ, включая Начальную и Расширенную подготовки судоводителей по управлению судами, эксплуатирующимися в полярных водах. Дополнительно центр проводит обучение судовых механиков, электромехаников и рядового состава в соответствии с Главой 12 Международного полярного кодекса. По оценкам Института ДПО более 70% членов экипажей судов, участвующих в крупнейших индустриальных проектах, таких как «Ворота Арктики» и «Ямал–СПГ», получают знания и практические навыки в структурах ДПО Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.